"hИШАТАК АРДАРОЦ ОРhНУТЕАМБ ЕХИЦИ!"
"(Память праведников да будет благословенна!)"
Н. Амирян
Для того, чтобы выжить, одни выбирали смерть, а другие вынуждены были отступиться от своей веры или поменять язык. Подобная судьба постигла и жителей армянского селения Едессия, которые выжили и сохранили веру ценой потери родного языка.
До сегодняшнего дня достаточно полных и достоверных данных о всем историческом пути едесеийцев, к сожалению, нет. Едессийцы относят себя к потомкам древней Эдессы (Урфы), хотя известный ереванский лингвист Павел Шараб-ханян рассказывал мне, что, согласно источникам, сельчане во главе со священником написали письмо в Святой Эчмиадзин католикосу Матеосу I Константинопольскому (1858-1865), в котором просили его дать имя своему селу. Католикос остановил свой выбор на Едессии, вошедшей в историю как важнейший центр распространения христианства.
Меня особо интересовал вопрос о языке. Ведь несколько необычно для армян говорить по-тюркски как на основном языке. Хотя я знаю, в Джавахке также имеется армянское село, где население говорит по-турецки (как и десятки тысяч греков-цалкинцев). По свидетельству историка Эзова, едессий-цы стали использовать тюркский еще в первой четверти XVIII века. Это произошло вследствие строжайшего запрета турками армянскому населению говорить на родном языке. Многие армяне тогда лишились жизни, отвергая эти посягательства на родной язык. Однако силы в то время были неравны, поэтому борьба за сохранение родного языка не увенчалась успехом. Таким образом, родной язык стал постепенно забываться. Редкие семьи смогли сохранить свой язык. Правда, что касается отдельных слов, то они нередко встречаются в разговорной речи, особенно старшего поколения. За время своего общения с сельчанами мне удалось записать несколько десятков таких слов.
Увы, в последнее время даже эти слова забываются и заменяются русскими словами. Сохранившиеся традиции, быт и указанные "островки" армянского языка сыграли немалую роль в выживании нации. Однако без веры и церкви этот маленький армянский уголок давно был бы потерян для нашего народа. Вся душа армян, которая обычно воплощена в языке и вере, у едессийцев воплотилась в вере вдвойне.
Церковь Сурб Аствацацин находится в центре села, в квартале Кирвали. Несколько севернее от ныне возвышающейся церкви раньше находилась деревянная церковь. А самая первая церковь Едессии находилась в западной части селения, в районе старого кладбища.
История армянской церкви в Едессии неотделима от ее духовных пастырей. Они, преодолевая неисчислимые трудности, несли Свет Веры и Надежды в народ, обретший пристанище на берегу северной Куры. Время сохранило мало сведений обо всех священниках. В народной памяти сохранились воспоминания лишь о последних из них.
В нашем распоряжении имеется надпись на надгробном камне, которая передает скупую информацию об отце Георгии извода Арутюнянов. На западной стороне камня начертано:
"АЙС МАРМИН hАНГЧИ ТЕР-ГЕВОРГ hАРУТЮНЯНИ. ЦНЕАЛ 1836 ТВИ 10 МАРТИ. 0В ЭНТЕРЦОХК ТУК BOhOPMИ" ("Здесь покоится тело Тер-Георга Арутюняна. Прочитавшие сие, помяните"). На восточной стороне мы читаем: "ВАХЧАНЕЦАВ И 17 hОКТЕМБЕРИ 1900 ТВИ ПЕТ 33 АМЕА КАХАНАЮТЯН" ("Скончался 17 октября после 33 лет священства").
Материалы о священниках рода Власянов мы получили от сына последнего при советской власти священника Хачика Власяна - Аршавира, который передал нам фотографии отца и деда - Тер-Карапета. О священнике Карапете Власяне информация очень скупая. Известно, что его отец был учителем. За заслуги в деле образования в семидесятых годах минувшего девятнадцатого века Св. Эчмиадзин наградил его почетной грамотой. Его жизнь закончилась в середине двадцатых годов нынешнего века. К сожалению, точные данные о его кончине и месте погребения нам неизвестны.
Священник Хачик Власян родился в 1877 году. Начальное образование получил в Едессии. Дальнейшую учебу продолжал, по всей видимости, в Нор-Нахичеване. В родном селе в течение 27 лет (до 1928 года) работал учителем. После кончины своего отца Тер-Карапета он посвятил свою жизнь служению Богу. По просьбе односельчан в конце двадцатых отправляется в Св. Эчмиадзин, где поступает на двухгодичные курсы священников. По их окончании был рукоположен священником. Его деятельность продолжилась в церкви Сурб Аствацацин Едессии.
Но разве мог жесточайший режим позволить себе какую* либо альтернативу? Разве мог простить режим, когда люди в воскресный день отправлялись в Храм Божий, а не в клуб на агитационно-пропагандистское мероприятие? Святой Отец, не проработав и нескольких месяцев, был обвинен в антикоммунистической пропаганде и в начале тридцатых годов осужден к семи годам заключения. Но вскоре его оправдали. Тер-Хачик не изменяет своему предназначению. Несмотря на постоянные обвинения и преследования, священник вплоть до 1937 года продолжает служить в церкви. В 1937 году он повторно обвиняется в антигосударственной пропаганде и высылается в Сибирь. Вместе с ним уезжает и его жена.
В 1971 году его сын Аршавир, пытаясь узнать дальнейшую судьбу отца, написал запрос в Москву. В ответном письме сообщалось, что Тер-Хачик был осужден на десять лет. На восьмой год заключения, 23 декабря 1945 года его жизнь прекратилась. Позже Святой Отец был оправдан.
"hИШАТАК АРДАРОЦ ОРhНУТЕАМВ ЕХЙЦИ!" ("Память праведников да будет благословенна!").
После осуждения Тер-Хачика имущество церкви было конфисковано, а здание превращено в зернохранилище. Церковные книги и иконы сожгли. Старики показали мне то печальное место, где они были уничтожены. Но кое-что из церковного имущества прихожанам удалось спасти. Так, например, недавно в церковь вернули небольшой деревянный крест, колокол и икону. Всего в церкви насчитывалось семь колоколов.
Конечно, то, что поведал я, составляет лишь небольшую крупицу богатейшей истории армянского поселения с прекрасным названием. Едессийцы составляют ту частицу армянской диаспоры, которая нуждается в тщательном и серьезном исследовании. Пусть начинание этого издания станет основой в систематизации и углублении наших знаний об Едессии и ее жителях. Поэтому приглашаю всех историков, занимающихся историей армянской диаспоры в России, расширить наши знания об Едессии.
Будем постоянно молиться за едессийцев, за всех наших соотечественников, за всех тех, кто стремится приумножить наши знания о богатой истории и культуре нашего народа.